«Дезертиры должны заплатить за своё преступление и цена - не пирушка в Корпусе мира или что-то в этом роде. Цена - уголовное наказание за нарушение законов Соединённых Штатов. Если они хотят вернуться в США, то должны понести наказание. Если не хотят возвращаться, то конечно могут оставаться в любой стране, которая готова их принять». Это президент США Ричард Никсон на исходе Вьетнамской войны в 1973 г. Ему вторил сенатор Стром Термонд, заявивший, что нет преступления хуже, чем дезертирство. Руководитель мобилизационной системы США генерал Льюис Херши называл покидавших страну уклонистов «подонками» и «неудачниками». Директива Херши предписывала лишать участников антивоенных демонстраций отсрочек и направлять во Вьетнам (чуть позже она была отменена, но отчисленных студентов продолжали отправлять в армию).
Число уклонистов от войны во Вьетнаме измерялось сотнями тысяч. Одни пытались выдать себя за членов «пацифистских» церквей (свидетели Иеговы, квакеры, менониты), другие симулировали физические или душевные заболевания, намеренно принимали наркотики. Однако, по мере нарастания проблем с укомплектованием военных подразделений во Вьетнаме, американские вооружённые силы понижали планку для призыва. Президент Джонсон отменил правило, дававшее отсрочку от службы женатым мужчинам. Затем был реализован План 100,000, в рамках которого на службу призывались ранее отбракованные в связи с низким уровнем умственного развития (собственно, об этом «Форрест Гамп»). Всего на службу было призвано более 300 тысяч солдат с пониженным уровнем умственного и физического развития, в армии их называли «дебилами Макнамары» (по имени тогдашнего министра обороны США).
Уклонисты и дезертиры массово бежали в Канаду, Швецию, Францию, страны, которые не выдавали их американцам. Канада была ближайшим союзником США, поставляла американцам во время войны оружие, напалм, агент Оранж - но сама война в канадском обществе была непопулярна, в готовности приютить американских беглецов многие канадские чиновники видели проявление государственного суверенитета. Канадские пограничники по инструкции сверху не задавали вопросы о военной службе направлявшимся на север мужчинам призывного возраста. Параллельно в северных штатах США действовала подпольная система переправки дезертиров в Канаду. Канадские спецслужбы осуществляли надзор за прибывшими, опасаясь «экспорта энтропии» из США в период усиливающейся социальной нестабильности и роста протестных настроений, но адаптироваться на новом месте не мешали, подход вполне устраивал американские власти.
В Вашингтоне были удовлетворены и подходом к проблеме со стороны Парижа. Французские власти не преследовали американских дезертиров, бежавших с военных баз в ФРГ, давали возможность устроиться, но осуществляли постоянный контроль. Участие ряда дезертиров в майских событиях 1968 г. привело к депортации некоторых из них в США.
Совершенно иначе выстраивались американские отношения с Швецией, которая предоставляла американским уклонистам и дезертирам статус политических беженцев (в то время как Канада и Франция ограничивались статусом иммигранта) и обеспечивала их соответствующим пособием и соцпакетом. Шведские власти не скрывали своих симпатий к дезертирам. Существовали специальные коридоры для их доставки в страну. Критически воспринимавшие конфликт во Вьетнаме власти Японии негласно разрешали местным пацифистским организациям предоставлять кров и переправлять за границу дезертиров с американских военных баз. По договорённости с Москвой они доставлялись в нейтральные воды, где их подбирали советские пограничники, затем они направлялись транзитом через СССР в Скандинавию. Откровенно благосклонное отношение шведской политической элиты к беженцам из США привело к реализации масштабной операции ЦРУ с целью осуществления надзора за эмигрантскими кругами, внесения смуты и разобщения в антивоенные организации. Резкая критика американских действий во Вьетнаме привела к отзыву посла США из Стокгольма в 1968 г. В 1970 г. посол вернулся в Швецию, но уже в 1972 г., отношения были снова заморожены после речи премьер-министра Улофа Пальме, сравнившего американских военных с нацистами (в 1986 г. Пальме был убит).
В 1977 г. Джимми Картер амнистировал практически всех американских уклонистов. Около половины вернулись на родину, остальные проигнорировали амнистию - некоторые создали семьи и построили успешные карьеры в новых странах, другие не могли простить США годы угроз и преследований, третьи не могли смириться с американской внешней политикой и после окончания войны.